Комментарий
Начало XX века было отмечено повышенным интересом к воздухоплаванию. Вдохновлённые примером братьев Райт, аэронавты всего мира пытались подняться в воздух, зачастую с риском для жизни, на летательных аппаратах самых различных конструкций. Одним из таких энтузиастов был молодой словенский авиатор Эдвард Русян (слов. Edvard Rusjan, 6.07.1886 - 9.01.1911 гг.).
В 1908 году, заинтересовавшись идеей воздухоплавания, Эдвард Русян совместно со своим старшим братом-механиком Иосифом на базе семейной мастерской начал разрабатывать собственную модель аэроплана. Сконструированный братьями Русян биплан «EDA I» был оснащён трёхцилиндровым двигателем мощностью 25 лошадиных сил, имел 12 м в длину и
размах крыльев 8 м. Свой первый полёт Эдвард Русян совершил 25 ноября 1909 года на аэродроме в окрестностях австро-венгерского города Гориция. Длительность этого полёта на высоте 2 м и дальностью 60 м составила 10 секунд. Через несколько дней, 29 ноября, Русян повторил свой полёт. На этот раз дальность составила 600 м, а максимальная высота - 12 м. По свидетельству наблюдателей, скорость аэроплана в воздухе достигала 50-60 км/ч. Таким
образом, Эдвард Русян по праву считается пионером словенского и югославского воздухоплавания.
Окрылённые успехом, в 1910 году братья Русян конструируют ещё 6 новых моделей летательных аппаратов, а во второй половине 1910 года, совместно с авиатором-энтузиастом из Загреба Михайло Мерцепом, принялись разрабатывать новую модель аэроплана. В ноябре 1910 года работы над монопланом Мерцеп-Русян «Сокол» были завершены. После успешных лётных испытаний в соответствии с духом того времени было решено организовать демонстрационный тур по европейским городам. Первое выступление было назначено на 9 января 1911 года в Белграде. Несмотря на плохие погодные условия, 24-летний Эдвард Русян решил не откладывать полёт, он сумел поднять аэроплан в воздух, пролетел над городом и рекой Савой, однако при заходе на посадку сильный порывистый ветер сломал крыло самолёта и машина рухнула на землю с высоты около 20 метров. Отважный пилот погиб.
В левой, большей, части аверса монеты расположено стилизованное изображение работающего авиационного пропеллера в виде концентрических линий. В правой части, свободной от линий, расположены надписи, обозначающие государство-эмитент, номинал и год выпуска монеты: «SLOVENIJA», «3 EURO», «2009».
На реверсе монеты расположен портрет Эдварда Русяна в традиционном костюме авиатора того времени - кожаном френче и авиационном шлеме. В левой и верхней части внешнего кольца указаны имя авиатора, модель самолёта и год совершения полёта - «EDVARD RUSJAN · EDA I · 1909», справа от портрета расположена надпись, выполненная в две строки и содержащая наименование события, в честь которого выпущена монета - «PRVI POLET Z MOTORNIM LETALOM NA SLOVENSKEM» («ПЕРВЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛЁТ НАД СЛОВЕНИЕЙ»).